Раздел Яндекса: перспективы рекламного и поискового рынка
25 ноября 2022 года компания Яндекс на своём официальном сайте опубликовала пресс-релиз, в котором сообщает о рассмотрении возможности изменения структуры собственности и корпоративного управления.
Головной офис компании — юридическое лицо Yandex N.V., зарегистрировано в Нидерландах. В сложившихся условиях санкционного давления со стороны западных стран компании сложно развивать международные направления и привлекать инвестиции.
Разделение активов компании предусматривает выделение основной части бизнеса, включая ряд зарубежных направлений, в отдельную группу компаний, которая сохранит за собой российский бренд Яндекса. Нидерландская Yandex N.V. планирует со временем выйти из числа акционеров и сменить своё название. Все предлагаемые изменения должны будут одобрить акционеры Yandex N.V.
Основателями Яндекса являются Аркадий Волож и ныне покойный Илья Сегалович. После реорганизации компании Аркадий Волож может лишиться контроля над новой российской структурой, но получит возможность развивать международное направление, например, на базе офиса в городе Тель-Авив в Израиле организовать новую штаб-квартиру.
А кто же возглавит российскую группу компаний после раздела активов? Ходят слухи, что в качестве нового руководителя рассматривается кандидатура Алексея Кудрина. 30 ноября Совет Федерации досрочно освободил Алексея Кудрина от должности председателя Счетной палаты РФ по представлению президента РФ Владимира Путина.
В пресс-релизе компании отмечается:
Но сможет ли Яндекс сохранить свою независимость от государства, когда «у руля» оказываются высокопоставленные чиновники? Решение о реорганизации, на мой взгляд, правильное и своевременное, российский бизнес должен быть сосредоточен внутри страны и уйти от внешнего управления.
За последнее время очень много произошло изменений как в интернет-маркетинге, так и в самой компании Яндекс:
- С 1 сентября 2022 вся онлайн-реклама, показывающаяся на территории России, должна быть размечена особым образом (№ 347-ФЗ от 02.07.2021). Информация о ней попадает в Единый реестр интернет-рекламы: начиная от сведений о заказчике до стоимости услуг и количества охватов. Доступ к этому реестру получает налоговая и антимонопольная службы.
- 12 сентября 2022 года Яндекс закрыл сделку по продаже Дзена и Новостей и покупке Delivery Club. Новой главной страницей Яндекса стала ya.ru. Это основная точка входа в сервисы Яндекса, например, в Почту или личный кабинет Яндекс ID.
- 28 ноября Яндекс объявил о запуске обновления Y2: Шаг за пределы Поиска. В него входят: большие темы, перевод видео и стримов, детский аккаунт и удобный поиск по объектам. Поиск Яндекса всегда помогал найти ответы на вопросы. Но сегодня этого недостаточно – надо помогать решать задачи.
Все эти изменения так или иначе отразятся на обычных пользователях, которые пользуются поиском, читают новости, заказывают продукты с доставкой на дом и т.д. Но какие ждут изменения вебмастеров, оптимизаторов и владельцев бизнеса?
Этот вопрос на данный момент остается открытым. Поисковая система продолжит развиваться, а что касается рекламы, то моё сугубо личное мнение заключается в том, что физические лица будут постепенно вытесняться из Рекламной сети Яндекса.
Уже сейчас физлица могут стать самозанятыми партнёрами РСЯ и сохранять больше дохода от монетизации за счёт снижения налоговой ставки с 13% до 6%. Основная ставка взаимодействия с партнёрами будет сделана на малый, средний и крупный бизнес, а также самозанятых.
Компания прикладывает значительные усилия по развитию своей экосистемы, объединяя сервисы подпиской Яндекс Плюс. Получать баллы Плюса можно за поездки на такси с Go, покупки на Маркете, заказы в Еде и других сервисах Яндекса. А тратить — на новые поездки, покупки и развлечения.